В чём проявляется творческая натура человека?

Опубликовано

Учитель и ученик

Может быть только тот и имеет
Право учить, кто вечно учится сам…
Тот может поднимать других,
Кто сам ищет высшего.

А. А. Мелик-Пашаев

Судьба связывает двух людей в устремлении к общей цели. Что заключено в этом сложном, многолетнем общении? Учитель передаёт ученику частицу себя и лелеет мысль увидеть взлёт своего отражения в ученике. Ученик, в любом случае, устремлён к цели, и поддержка учителя для него — пьедестал. В этом процессе важно уважение и доверие ученика к учителю, в свою очередь, вера учителя в своего ученика. Только это обеспечивает обоюдный вклад и того, и другого в процессе обучения.

В начальный период обучения норма — полная опека учителя над учеником и подчинение последнего всем указаниям и рекомендациям учителя. Дальше, со временем, происходит постепенное осмысление учеником процесса работы, появления ростков индивидуальной инициативы и, наконец, пробуждение творческого начала.

Рост творческой инициативы ученика приводит к значительному повышению интереса к работе, увеличению его личного вклада в процесс обучения — а это стремительно ускоряет путь к достижению цели, ведёт к самостоятельности мышления и формированию творческой натуры. Вклад ученика в учебный процесс начинается с малого и в течении периода обучения доходит до полной самостоятельности. Для учителя же процесс обратный — от 100%-ой опеки до нуля. Чем успешнее развивается инициатива ученика, тем раньше заканчивается опека учителя.

Конечно, это идеальная схема: в реальной жизни всё гораздо сложнее, и такой идеал встречается редко. А если встречается, то это тот счастливый случай в практике учителя, о котором он всегда мечтает. Если это произошло — он может считать себя счастливым учителем, но я согласна с этим только отчасти — для учительского счастья одного случая мало.

В чём проявляется творческая натура человека?

Прежде всего — в стремлении узнать, открыть, постичь, исполнить, воплотить, углубить знания, совершенствовать мастерство, расширять репертуар и свой кругозор. Творческий человек проявляет интерес и любознательность ко всему, что касается его профессии. И всё это — по собственной инициативе, естественной потребности, без подсказок и принуждения. Музыканта с творческой натурой видно с первых шагов. Он аккуратен и продуктивен в домашней работе, материал изучает самостоятельно, досконально, так что уточнений текста в классе не требуется. Кроме обязательной программы, он эскизно знакомится и с другими произведениями, стремится проникать в глубину исполняемой музыки, хочет всё знать и всё уметь. Человек с творческой натурой не умеет останавливаться, довольствоваться достигнутым. Он в постоянном поиске, а поиск — всегда движение по восходящей. Напротив, самоудовлетворённость, самоуспокоенность — тоже движение, но в обратном направлении: по нисходящей. Ученик, лишённый творческих устремлений, отличается узостью кругозора, пассивен в самостоятельной работе. Он не может выучить этюд без подсказки, концертную пьесу будет мусолить месяцами, он создаёт проблемы там, где их надо методично преодолевать. Он не в состоянии следить за формой своего аппарата и не может в нужный момент — даже имея практику — «продемонстрировать» отстающие исполнительские навыки по школе  Арбана или  Розанова и другим пособиям. Человек без творческой инициативы держится на опеке педагога, как на ходулях: отними у него ходули, перестань подсказывать и подталкивать — и он неизбежно рухнет, потеряет высоту.

Сколько труда вкладываешь в таких учеников! Иной раз удаётся дотянуть их даже до конкурса, но потом… ни одного самостоятельно сделанного звука не услышишь, никакой инициативы не встретишь!

В педагогическом процессе чрезмерное принуждение, мелочная опека, диктат учителя могут душить инициативу ученика, что приводит к взаимонепониманию, отчуждённости между учителем и учеником. Хотя в определённых случаях не исключены императивные указания: «Делай, как я показываю, как я рекомендую!»

Но терпение и раздражительность педагога — плохие помошники в работе, требующей времени для осмысления учеником поставленных перед ним задач. И напротив — доброжелательность и терпение учителя этому способствуют и успешнее развивают мышление ученика.

 Одобрение учителем успехов ученика — пусть даже едва заметных — вызывает подъём, воодушевление, веру в себя.

Преподавателю, способному жить интересами учеников, умеющему поставить себя на их место, замечающему успехи, поиски, не упускающему случая поощрить их усердие и достижения, легче влиять на своих учеников и управлять ими. Вместе с тем для поддержания определённого пиетета учителя необходимо соблюдать дистанцию между ним и учениками.

Литература

Т. Докшицер. Из записной книжки трубача.

Автор статьи: Воробьёва Валентина Александровна

Фотоальбом